Юбилейный XV Международный авиационно-космический салон МАКС пройдет в июле 2021 года в подмосковном городе Жуковский. Соответствующее распоряжение дало правительство РФ, сообщается на сайте авиасалона
XIV Международный авиационно-космический салон, проходивший в период с 27 августа по 01 сентября 2019 года в подмосковном Жуковском, завершил свою работу. Стоимость подписанных в дни работы салона контрактов и соглашений превысила 250 млрд рублей, деловой потенциал мероприятия оценивается в 400 млрд рублей. Выставку посетило 578 тыс. 810 человек. Международные авиационно-космические салоны заслуженно занимают видное место среди крупнейших и наиболее престижных аэрокосмических выставок мира. Подтверждая этот высокий статус, МАКС-2019 собрал 827 экспонентов из 33 стран, включая 184 зарубежных компании. Безусловно главными премьерами салона стали «Магистральный самолет XXI века» МС-21, боевые фронтовые авиационные комплексы и вертолеты.
Международный авиационно-космический салон МАКС заслуженно занимает одно из ведущих мест в ряду крупнейших мировых авиа-форумов. Главная цель проведения МАКС — демонстрация российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка России для совместных проектов с зарубежными партнерами.
В день открытия, 27 августа, экспозицию авиасалона осмотрели президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган. Лидеры двух стран провели двусторонние переговоры о развитии российско-турецкого сотрудничества в политической, торгово-экономической, военно-технической и гуманитарной сферах.
В своем приветственном слове на церемонии открытия авиасалона глава России выразил уверенность, что МАКС пройдёт с успехом, будет содействовать укреплению инновационного потенциала отечественной авиакосмической отрасли, повышению её конкурентоспособности. Послужит наращиванию кооперации с зарубежными партнёрами, претворению в жизнь перспективных, амбициозных проектов.
Второй день стал наиболее насыщенным по количеству мероприятий деловой программы, презентаций, брифингов и переговоров. Ключевым событием дня стало открытие национальной экспозиции Китайской Народной Республики. В торжественной церемонии приняли участие Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и Министр промышленности и информатизации КНР Мяо Вэй. Авиасалон впервые проводился при партнёрском участии Китайской Народной Республики.
Не обошлось и без контрактов. Так, были подписаны соглашения о намерениях на поставку новейших среднемагистральных самолётов МС-21-300 с тремя эксплуатантами: российской авиакомпанией «Якутия» на пять лайнеров, казахской Bek Air на 10 единиц и еще пять самолетов ушли к «тайному покупателю». В настоящее время портфель твёрдых контрактов на МС-21 составляет 175 машин, соглашения о намерениях и меморандумы о взаимопонимании распространяются ещё на 160 самолётов. Идет разговор о ещё двух модификациях машины. Также, предположительно, в будущем будет создан и грузовой вариант самолета. Вннимание посетителей салона также привлекал и новый российский двигатель для ПД-14, предназначенный для установки на самолет МС-21. Подробнее об этом мы расскажем в одном и последующих материалов.
«Новикомбанк» подписал соглашение с корпорацией «Иркут», которое предполагает организацию финансирования сертификации и разворачивания серийного производства самолёта МС-21-300 на сумму 10 млрд рублей. Кроме того, Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина заключил соглашение с банком на 10 млрд рублей для реализации перспективных проектов компании, в том числе финансирования производства гражданских самолётов Ил-96-400М и Ил-114-300.
SuperJet 100 тоже не остался в стороне. ГТЛК и авиакомпания «Азимут» достигли договорённости о передаче эксплуатанту двух таких машин. Таким образом, уже в ноябре 2019 года флот «Азимута» будет насчитывать 10 самолётов SSJ100, в дальнейшем в парк поступит и
Холдинг «Вертолеты России», компания «Газпромбанк Лизинг» и «Норильск Авиа» подписали договор о поставке 10 вертолётов Ми-8АМТ. Поставки запланированы на
«Полярные авиалинии» заключили контракт с «Вертолетами России» на поставку семи модернизированных вертолётов «Ансат», которые также будут адаптированы для работы в сложных климатических условиях: будет обеспечено их безангарное хранение, вертолеты оснастят противооблединительной системой. В результате модернизации увеличится дальность их полёта, появится возможность выполнять полёты по приборам. Поставки начнутся с 2021 года.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии», входящее в холдинг «Вертолеты России», заключило дилерское соглашение с малазийской компанией Ludev Aviation, которая выразила намерение приобрести пять вертолётов VRT500. Как ожидается, первые поставки состоятся в 2023 году.
Компания «КрасАэроСкан» выступит партнёром КБ «ВР-Технологии» в разработке и серийном производстве беспилотной авиационной системы RHV-30. В соответствии с соглашением конвертоплан RHV-30 будет модернизирован для его эффективной работы в климатических условиях Восточной Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера. Партнёры организуют серийное производство RHV-30, а также его гарантийное и техническое обслуживание.
Около 10 млрд рублей будет направлено на развитие вертолетной техники. Финансирование «Новикомпбанка» получили «Вертолеты России», «Роствертол» и ААК «Прогресс им. Н.И. Сазыкина». Здесь новацией является схема финансирования проекта по созданию производства вертолёта Ка-62 в г. Арсеньев Приморского края, предполагающая предоставление льготного займа Фонда развития промышленности.
ГТЛК подписала соглашение с компанией «Скай Лайт», входящей в группу компаний Aim of Emperor, о реализации проекта аэротакси. Стороны рассматривают возможность заключения договора лизинга на самолёты HondaJet Elite.
Контракты на ремонт управляемых ракет для зенитных ракетных систем С-300, а также на послегарантийное сервисное обслуживание зенитных ракетных комплексов «Тор-М2К», подписали Концерн ВКО «Алмаз — Антей» и Министерство обороны Республики Беларусь.
Не менее насыщенной была программа работы специалистов различных предприятий в рамках конференций, семинаров и круглых столов. Так, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) провела презентацию обзора рынка гражданских воздушных судов на период
Российский сегмент рынка оценивается в 2,9% в стоимостном и 3,3% в количественном выражении от мирового рынка в целом. В том числе ожидается поставка 632 узкофюзеляжных самолётов вместимостью
Также было проведено заседание Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности Союза машиностроителей России. Специалисты обсудили вопросы создания и сертификации бортового радиоэлектронного оборудования для самолётов SSJ NEW, МС-21, Ил-114.
Активно работали на площадке МАКС-2019 учёные Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). На протяжении трёх дней работы салона шли постоянные переговоры руководства института с делегацией Китайской академии аэрокосмической аэродинамики. Основной темой обсуждения стало сотрудничество в области экспериментальных исследований. Также сотрудники ЦАГИ организовали встречу по вопросам развития сверхзвуковой пассажирской авиации. В ходе конференции, названной «Сверхзвук», было подписано соглашение о Консорциуме между компаниями-участниками встречи о проекте создания сверхзвуковых пассажирских самолетов второго поколения.
В «Конгресс-центре» прошёл ряд мероприятий, в том числе круглый стол «Модернизация производственных мощностей предприятий промышленности с привлечением бюджетных инвестиций», организованный Минпромторгом России и ФГУП «Авиакомплект», форум «Внедрение аддитивных технологий в авиационной промышленности России», конференция «Надпрофессиональные компетенции как современное условие результативности специалистов ОПК», конференция «Как управлять ЛЭП при помощи беспилотников?».
Также в рамках авиасалона прошло заседание российско-китайской комиссии по техническому сотрудничеству и встреча, посвященная совместному российско-китайскому проекту самолета CR929, над которым работает компания China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), которой в равных долях владеют китайская компания СОМАС и российский ОАК. Стоит отметить, что макет CR929 занял особое место на авиасалоне, для него был построен отдельный павильон.
На МАКС-2019 посетители смогли увидеть огромное количество новинок. «Вертолеты России» провели презентацию вертолета VIP-класса Ансат-Aurus. Его салон оформлен в едином стиле с представительским автомобилем президента России Aurus-Сенат. В летной программе были продемонстрированы универсальный Ми-35, способный оказать огневую поддержку пехоте, и новый транспортный вертолет Ми-38, который летает быстрее, мощнее, дальше и имеет автопилот последнего поколения. Сейчас Ми-38 завершает государственные испытания.
Впервые был показан в полёте средний многоцелевой вертолёт Ка-62. В этом проекте реализован ряд принципиальных новшеств, в частности, применена нестандартная винтовая схема, в конструкции широко использованы композитные материалы, что сделало машину более маневренной, скоростной, экономичной и грузоподъемной. Машина предназначена для выполнения широкого спектра задач: транспортировки грузов, спасательных операций и экстренной медицинской помощи, наблюдения и экологического мониторинга, а также работ в нефтегазовой отрасли и корпоративных перевозок. Устойчивость вертолета к низким и высоким температурам позволяют использовать его как на Крайнем Севере и в Арктике, так и в странах с жарким климатом.
Иностранные авиапроизводители представили ряд самолётов, ранее не демонстрировавшихся в России. Среди них ближнемагистральный лайнер Embraer E-195E2 в окраске Tech Lion, бизнес-джет Pilatus PC-24, способный базироваться на грунтовых аэродромах и лёгкий самолёт Piter M500. Широкофюзеляжный самолёт Airbus A350-900 уже участвовал в салонах МАКС, однако в 2019 году показаны элементы решения Airbus Connected Experience.
Фонд «Сколково», компания Boeing и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) намерены сотрудничать в сфере подготовки летного состава, используя высокотехнологичные разработки компаний фонда, в том числе машинное обучение, искусственный интеллект и работу с большими массивами данных (Big data). По данным Boeing, к 2038 году гражданской авиации в РФ и Центральной Азии потребуется 82 тыс. новых авиационных кадров, в том числе 27 тыс. пилотов. Кроме того, стороны договорились регулярно проводить на территории инновационного центра «Сколково» конференции, семинары и круглые столы по темам безопасности полетов, подготовки летного состава, внедрения инновационных инициатив.
Впервые в рамках МАКС были организованы специальные экспозиции и разделы по авиации общего назначения, в рамках которой продемонстрировано около 50 лёгких и сверхлёгких воздушных судов, по беспилотным авиационным системам, с участием разработчиков и производителей беспилотных летательных аппаратов, эксплуатантов беспилотных авиационных систем.
На статической экспозиции был представлен Ил-78 — уникальная новинка российского авиапрома, не просто усовершенствованный самолет-заправщик. Машина может конвертироваться из заправщика в транспортный и обратно. А также российский перспективный многофункциональный легкий истребитель поколения 4++ МиГ-35, который занял особое место на специально построенной для него сцене. Уже началось его серийное производство.
Насыщенная лётная программа традиционно выделяет МАКС в чреде крупных международных выставок. В ходе МАКС-2019 своё мастерство представили авиационные группы высшего пилотажа Воздушно-космических сил Российской Федерации «Русские Витязи», «Соколы России» и «Стрижи». Впервые представлена программа «Воздушный бой с элементами сверхманёвренности», выполняемая двумя истребителями Су-30СМ Морской авиации ВМФ России, выполняемая отцом и сыном Аверьяновыми. Со зрелищными программами выступили пилотажные группы «Русь», «Первый полет», «Колибри» и гости из Прибалтики — группы Baltic Bees Jet Team и ANBO.
Одним из главных героев авиасалона по праву считается истребитель пятого поколения Су-57. В небе над Жуковским во время демонстрационных полетов он показал невероятные фигуры высшего пилотажа. Видео, на котором пилот выполняет «плоский штопор», — одно из самых обсуждаемых в сети интернет. Ведь прежде эту фигуру считали очень опасной.
Всего в лётной программе приняли участие 81 летательный аппарат, включая 39 самолётов в составе восьми пилотажных групп. На статической стоянке МАКС-2019 было представлено 133 летательных аппарата. С учётом того, что часть самолётов и вертолётов демонстрировалась и на статической стоянке, и в лётном показе, общее количество представленных воздушных судов достигло 202.
Однако гвоздем программы салона безусловно стал новейший российский среднемагистральный самолет МС-21. Разработчики представили на статической стоянке самолет с пассажирским салоном, а также продемонстрировали машину в летной прграмме. Летчики Олег Кононенко и Василий Севастьянов показали удивительную фигуру — 110 градусов по крену по отношению к земле — вряд ли на такой угол могут выйти гражданские самолеты в обычном полете.
Авиасалон МАКС в очередной раз подтвердил свой статус одного из самых зрелищных авиашоу мира. Да, он не является крупной международной торговой площадкой. Однако это выставка достижений авиационной промышленности многих стран и разработок в области космических технологий, которую посещают специалисты со всего мира. Здесь происходит обмен научными и технологическими достижениями, формируются новые кооперационные связи, рождаются новые международные проекты в высокотехнологичных сферах. Россия демонстрирует свои технологии, открытость к технологическому обмену и готовность к сотрудничеству со всеми заинтересованными партнерами.
aex.ru