Выставочно-ярмарочная деятельность в современных условиях экономического развития России приобретает новые черты и требует поиска новых подходов к ее осуществлению. В настоящее время она является одним из важнейших инструментов торговой, инвестиционной, промышленной и внешнеэкономической политики страны, приобретает качественно новое значение для поддержки отечественных товаропроизводителей. Об этом сегодня говорилось на расширенном заседании Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, которое состоялось в рамках деловой программы проходящего в Санкт-Петербурге IV Международного Евразийского Ивент Форума (EFEA 2015).
Как отметил Сергей Беднов, Председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, генеральный директор ЗАО «Экспоцентр», сегодня выставочная отрасль востребована государством для решения торгово-экономических задач, в том числе в области импортозамещения. Согласно приведенным им экспертным оценкам, зависимость от импорта ряда стратегических отраслей экономики составляет от 70 % до 90 %, что создает угрозу экономической безопасности страны.
Торгово-промышленная палата придает вопросу импортозамещения исключительно важное значение, подчеркнул глава Комитета. По его словам, российский выставочный бизнес предлагает сегодня профессиональные выставки международного, федерального и регионального уровня для всех отраслей промышленности и сферы услуг. В этих смотрах ежегодно участвуют десятки тысяч производителей и поставщиков товаров и услуг, их посещают сотни тысяч специалистов со всех регионов страны.
Сергей Беднов также отметил, что импортозамещение без экспортной ориентации — «дорога в никуда». Копирование или воссоздание существующих систем и технологий — это стратегия догоняющего.
«Задача выставочников, — сказал он, — предоставить современные площадки и создать все условия для эффективной реализации конкурентного потенциала отечественных производителей. Однако решение этой задачи невозможно без взаимодействия государства и выставочного бизнеса». Это понимание заложено в основу новой Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ, одобренной Правительством в июле прошлого года.
Одна из задач Концепции — разработка и совершенствование основных форм государственной поддержки и стимулирования участия российских производителей в выставочных мероприятиях, проводимых в Росси и за рубежом. Главной формой такой поддержки Сергей Беднов назвал субсидирование выставочной деятельности предприятий, прежде всего малого и среднего бизнеса. По его мнению, это способствовало бы продвижению на рынок лучших отечественных товаров, создавало бы конкуренцию зарубежной продукции и сдерживало бы экспансию импорта.
В качестве примера такой поддержки глава Комитета привел программу Правительства Москвы, предусматривающую безвозмездные субсидии на возмещение до двух третей затрат предприятий на участие в выставках. Эта практика должна получить самое широкое распространение во всех субъектах Российской Федерации, подчеркнул Сергей Беднов.
Он также отметил, что в условиях ВТО, когда выделение прямых субсидий бизнесу запрещено или ограничено, субсидирование выставочной деятельности становится важнейшим инструментом продвижения национального экспорта в качестве нетарифного инструмента торговой политики.
Затронув такой важнейший вопрос, связанный с продвижением российского экспорта и имиджа страны, как организация российских бюджетных экспозиций за рубежом, глава Комитета обратил внимание на то, что ряд действующих механизмов в этой сфере требует обновления и доработки. Он, в частности, посетовал на то, что практика формирования федерального перечня выставок и экспозиций на них не учитывает рекомендации отраслевых союзов и ассоциаций, а также на несовершенный порядок конкурсного отбора операторов экспозиций и отсутствие оценки результатов проведения мероприятий.
Российскому союзу выставок и ярмарок пора занять более активную позицию по данной проблеме перед органами власти, заявил Сергей Беднов.
В своем выступлении Игорь Коротин, директор Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ, назвал основные факторы, влияющие на состояние российской экономики, среди которых: общемировые тенденции после кризиса 2008 года, сложная ситуация с ценами на мировом энергетическом рынке, искусственное ограничение торговых отношений, снижение курса национальной валюты, напряженность на территории сопряженных государств.
Это не могло не повлиять и на выставочно-ярмарочную деятельность, что выразилось в ограничении дотаций на организацию экспозиций на территории РФ рядом зарубежных стран и удорожании участия российских экспонентов в зарубежных выставках.
Правительством РФ сформулированы задачи импортозамещения, прежде всего это — обеспечение экономической безопасности РФ, достижение технологической независимости в ключевых областях, содействие формированию положительного сальдо торгового баланса. В настоящее время разрабатывается программа импортозамещения, которая включает нормативную поддержку приобретения отечественных товаров (госзаказ), тарифное регулирование пошлин, господдержку российского экспорта, защиту от импорта в рамках правил ВТО, проведение кампаний по брендированию отечественных товаров, создание благоприятных условий для распространения в торговых сетях.
Игорь Коротин подчеркнул, что в законе «О промышленной политике в Российской Федерации» необходимо отразить роль выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в решении задач импортозамещения.
В обсуждении вопроса приняли участие Алексей Яковлев, начальник Управления по связям со СМИ, маркетинга и конгрессно-выставочной деятельности Правительства Санкт-Петербурга, Сергей Трофимов, президент ГП «РЕСТЭК», Геннадий Дрожжин, председатель Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России», Вера Ермилова, генеральный директор ООО «Дальэкспоцентр» и другие представители выставочных компаний.
Участники заседания также обсудили итоги работы Комитета в 2014 году, приоритетные задачи и план работы Комитета на 2015 год.
Пресс-служба ЗАО «Экспоцентр»