Мировой экономический кризис и последовавший за ней обвал цен на энергоресурсы поставил перед Россией, а также другими государствами с сырьевой экономикой сложнейшую задачу поиска новой модели социально-экономического развития. Главным условием ее решения является структурная и системная трансформация реального сектора экономики, то есть переход к постиндустриальной форме хозяйствования, где основной движущей силой будет выступать человеческий, информационный и инновационный капитал.
Начиная с начала XXI века в развитых странах мира широкое распространение получил новый тренд постиндустриального развития — креативная экономика.
Одними из первых, кто в своих работах использовал понятие «креативная экономика» были Д. Хопкинс в 2001 году и Р.Флорида в 2005 году. В своих трудах они обратили внимание на вклад в развитие экономики талантливых людей с творческим мышлением, способные генерировать оригинальные, инновационные и креативные идеи, к ним можно отнести ученных артистов, IT-специалистов и др.
В качестве определения креативной экономики Д. Хопкинс выделил пятнадцать креативных отраслей, производящих интеллектуальную собственность в виде авторских прав, патентов, торговых марок, оригинальных разработок и.д. К ним он относит такие отрасли, как реклама, архитектура, изобразительное искусство, ремесла, дизайн, мода, кино, музыка, исполнительское искусство, издательское дело, НИОКР, программное обеспечение, игрушки, ТВ/радио, видеоигры.
Креативные индустрии активно развиваются. Только за 8 лет (с 2003 по 2011 год) объем экспорта и импорта креативных товаров вырос в 2 раза (см. рис.1). Сегодня динамичный рост креативной экономики переживает США, также положительное влияние креативного сектора на общее экономическое развитие страны отмечено в Великобритании, Германии, Южной Корее, Японии, Новой Зеландии и Гонконге .
В структуре экспорта и импорта креативной продукции наибольшая доля приходится на сектор дизайна, в который значительный вклад вносят мода и предметы интерьера, также растет доля новых медиа.
Высокий уровень экспорта креативных товаров традиционно наблюдается в развитых странах, подтянулись к их уровню развивающиеся страны. Заметно отстают страны с переходной экономикой, к числу которых относятся практически все страны СНГ, в том числе Россия и Казахстан (см. табл. 3).
Таблица 2. Экспорт и импорт креативных товаров в разрезе экономических групп, 2012 (млн.долл)/ Источник: сост. авторами на основе данных
Самый крупный рынок креативных индустрии находится в США, хорошие позиции у Великобритании и стран ЕС
У России пока в целом скромные позиции в мировом масштабе, несмотря на то, что она занимает первое место среди стран с переходной экономикой по экспорту креативных товаров.
Данная проблема в России в основном связана с ограниченными возможностями профессионального и бизнес-образования, недостаточным технологическим и инновационным потенциалом, неразвитостью инфраструктуры [4].
Таблица 3. Структура экспорта и импорта креативных товаров (%), 2012 г. Источник: сост. авторами на основе данных
Во многих развитых странах креативная экономика признается в качестве ведущего сектора экономики и обеспечивает устойчивый экономический рост и высокий уровень занятости населения, вытеснив традиционные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Следует отметить, что креативные индустрии в развитых странах создают самую высокую добавленную стоимость товаров и услуг, и на данный момент уровень доходов представителей креативного класса превышают средний общенациональный уровень
Таким образом, России и другим сырьевым странам в сложившихся условиях необходимо ускорить процесс трансформации действующей экономической системы, и создать благоприятные условия для перехода в фазу креативного развития. Для этого целесообразно проводить работу по дальнейшему совершенствованию системы образования, где основной упор будет отводиться подготовке специалистов творческого и креативного труда. Также важно создать соответствующую инфраструктуру развития творческих отраслей с современными научно-исследовательскими центрами, объектами сферы культуры и спорта и т.д.
По материалам event-live.ru