Глава Петербургского международного экономического форума представил коллегам итоги исследования, проведенного Фондом Росконгресс, Национальным конгресс-бюро, петербургским Выставочным научно-исследовательским центром при поддержке Минпромторга России. На опрос откликнулись представителей 53 из 89 субъектов Российской Федерации показал, что во многих регионах России есть площадки с выставочными и конгрессными возможностями, в том числе 17 регионов имеют специализированные конгрессно-выставочные центры. Больше половины площадок находятся в государственной собственности, треть — в частной.
Основная доля рынка закрытой выставочной площади приходится на Москву (65%), на остальные 26 регионов приходится 35% объема.
По результатам исследования, озвученным Алексеем Вальковым, загрузка выставочных залов в России составляет в среднем 52%. Более половины (55%) площадок имеют загрузку 50% и более, 45% площадок имеют низкую загрузку выставочных площадей. Средняя загрузка конгрессных залов — 56%, причем 61% площадок имеют загрузку 50% и более.
Спикер подчеркнул: основная доля выставочных и конгрессных площадей приходится на специализированные площадки, а неспециализированные площадки часто загружены мероприятиями других форматов или недостаточно оснащены для проведения мероприятий с большим количеством участников.
Алексей Вальков подчеркнул роль выставок и конгрессов в развитии российских регионов, отметив, что неравномерное развитие инфраструктуры пока остается проблемой. 60% всех российских конгрессно-выставочных площадей сконцентрировано в Москве, на долю Санкт-Петербурга и Краснодарского края приходится 9 и 5% соответственно, Екатеринбурга — 6%, Казани — 5%, на долю остальных регионов России приходится 16% закрытых специализированных площадей. Лидерами являются Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Екатеринбург.
Эксперты обсудили, что для развития и модернизации инфраструктуры необходимы как помощь государства, так и частные средства. Так, сегодня в России есть план мероприятий («дорожная карта») по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года. Есть и предложение о возможном запуске программы льготной инфраструктурной ипотеки для модернизации и строительства конгрессно-выставочной инфраструктуры. Особый акцент участников был сделан на необходимость усиливать возможности успешно действующих КВЦ, вместе с тем — развивать новые точки притяжения в регионах.