В этом году деловое сообщество прожило без всей линейки деловых форумов — ПМЭФа, ВЭФа, сочинского и ряда других. Сдвинут на полгода зимний Давос. Опрос представителей крупных компаний показал, что отношение к форумам сложное: сами по себе они полезны, но многие форматы устарели и затраты на участие далеко не всегда эффективны.
Наиболее слабым звеном признается содержательная часть мероприятий — пленарные доклады и сессии. Разговор на них, как правило, носит верхнеуровневый характер, расширения знаний не происходит. Выступления часто не складываются в цельные композиции. Спикеры повторяются от форума к форуму, иногда даже не меняя галстуков.
В зону критики попадают дорогие стенды, которые выступают ярким проявлением корпоративных амбиций, нацелены на вау-эффект, однако теряют связь с реальными задачами бизнеса. «Сами по себе вложения в них, как показывает мировой опыт, вполне могут отбиваться, — говорит участник опроса. — В мире научились делать недорогие и предельно кастомизированные стенды. У нас же мероприятия носят часто ритуальный характер».
Однако при всей критике старых форматов уход в онлайн не смог заменить живую коммуникацию. «Главное, что пропало, — спонтанные проекты и решения, возникающие во время столь же спонтанных коммуникаций, — считает один из собеседников. — Но так как их никогда не ставили в KPI, то и оценить реальный ущерб от их потери сложно». Характер взаимодействий оказывается крайне плотным, включает самые разные элементы, среда становится креативной. Особенно важными кажутся межрегиональные взаимодействия.
Поэтому пандемия может стать поводом не для тотального перехода в цифру, а для рационального пересмотра многих процессов, которые носили в прошлом уже устоявшийся, автоматический характер. И это позволит крупным участникам форумной деятельности сэкономить десятки миллионов рублей.