В этом году деловое сообщество прожило без всей линейки деловых форумов — ПМЭФа, ВЭФа, сочинского и ряда других. Сдвинут на полгода зимний Давос. Опрос представителей крупных компаний показал, что отношение к форумам сложное: сами по себе они полезны, но многие форматы устарели и затраты на участие далеко не всегда эффективны.
Наиболее слабым звеном признается содержательная часть мероприятий — пленарные доклады и сессии. Разговор на них, как правило, носит верхнеуровневый характер, расширения знаний не происходит. Выступления часто не складываются в цельные композиции. Спикеры повторяются от форума к форуму, иногда даже не меняя галстуков.
Однако при всей критике старых форматов уход в онлайн не смог заменить живую коммуникацию. «Главное, что пропало, — спонтанные проекты и решения, возникающие во время столь же спонтанных коммуникаций, — считает один из собеседников. — Но так как их никогда не ставили в KPI, то и оценить реальный ущерб от их потери сложно». Характер взаимодействий оказывается крайне плотным, включает самые разные элементы, среда становится креативной. Особенно важными кажутся межрегиональные взаимодействия.