Форум «Арктика – Регионы» стал новой дискуссионной площадкой, объединившей повестку двух других форумов, «Порты Арктики» и «Судостроение в Арктике». В программе нового форума удалось связать широкий круг тем: развитие судостроения и судоремонта, создание портовой и транспортной инфраструктуры, реализация промышленных проектов в Арктической зоне, импортозамещение и локализация технологий, цифровизация и технологическая модернизация, развитие Северного морского пути, государственная политика в Арктике, инвестиционная активность в Арктической зоне, привлечение и подготовка кадров.
Развитие арктических регионов – одна из ключевых задач России в XXI веке. За последние годы было принято сразу несколько стратегических документов, определяющих этапы и направления этого развития. Объем грузоперевозок по Северному морскому пути в 2022 году достиг 34 миллионов тонн, в пять раз превысив рекордные советские показатели, и к 2035-му должен составить 220 миллионов тонн грузов ежегодно. Россия строит новый атомный ледокольный флот, а в арктических портах создаются новые транспортные терминалы.
Экономические и геополитические условия, сложившиеся в 2022 году, требуют выработки новых подходов к решению указанных задач. Необходимы поиск новых точек роста, формирование новых грузопотоков, замена иностранных технологий отечественными решениями, создание современных сервисов и производств.
Об этом и многом другом говорили участники форума «Арктика – Регионы». Выступая на пленарной сессии, заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев предложил гостям форума разработать практические предложения для усиления арктических регионов:
К участникам форума обратился также министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Он предложил представителям компаний поучаствовать в технологическом конкурсе «АркТек»:
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский в своём выступлении отметил:
Одной из ключевых проблем, решение которых необходимо для успешного развития арктических территорий, участники форума считают кадровый вопрос. Этой теме была посвящён отдельный «круглый стол». Выступая на нем, сенатор Российской Федерации Римма Галушина подчеркнула, что без подготовки квалифицированных специалистов невозможно достижение технологического суверенитета, необходимого в том числе и для решения задач в Арктике:
Участие в форуме «Арктика – Регионы» приняли представители арктических регионов, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерства промышленности и торговли, Федерального агентства морского и речного транспорта, Госкорпорации «Росатом», ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Гидрографическое предприятие», ФГУП «Росморпорт», ПАО «Мегафон», АО «Объединенная судостроительная корпорация», ПАО «Газпром», ПАО «Новатэк», ПАО «ГМК «Норильский никель», государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Совкомфлот», ООО «Газпромнефть шиппинг» и других крупных компаний и организаций, задействованных в проектах в Арктической зоне.
Руководители архангельских судоходных, судоремонтных, машиностроительных, инжиниринговых, логистических, транспортных, сервисных компаний обсудили перспективы развития Архангельского транспортного узла как одного из основных опорных пунктов России в Арктике. По результатам форума формируются предложения, которые будут переданы в адрес Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. Кроме того, принято решение проводить форум ежегодно: таким образом, он может стать крупнейшим деловым мероприятием в Архангельской области.
Подводя итоги, руководитель Судостроительного кластера Архангельской области и ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов отмечает: