Как развивается выставочная деятельность в России на фоне мировых тенденций? Каковы стратегические направления развития отрасли? Об этом говорится в обзоре российской выставочной индустрии, подготовленном на основе статистических данных Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ). В нем учитываются итоги деятельности 63 российских организаторов выставок – членов союза за 2011 год в сравнении с 2010 годом.
Членами РСВЯ проведено 1059 выставок в 44 городах, в том числе 36 совместных проектов и 52 выездные выставки в 15 городах России, Казахстана и Абхазии. В целом эти выставки и ярмарки длились 3276 дней. Основную долю составили выставки, нацеленные на посетителей-специалистов и частную публику, – 51,6%. На торговых посетителей и посетителей-специалистов было ориентировано более трети всех выставочных проектов – 31,7%, на частных посетителей – 16,7%.
Основной чертой выставочно-ярмарочной деятельности в 2011 году стал рост практически по всем показателям:
· выставочная площадь (нетто) увеличилась на 13,7% (2 049 626 кв. м);
· арендованная выставочная площадь – на 4,8% (1 688 573 кв. м);
· общее число экспонентов – на 9,5% (125 640 отечественных и иностранных фирм);
· российские экспоненты – на 9,9% (109 346 отечественных предприятий) при росте арендованной ими площади на 9,2% (1 375 597 кв. м);
· иностранные экспоненты – на 7,4% (16 294 фирм) при снижении арендованной ими площади на 10,9% (312 976 кв. м).
Вместе с тем в 2011 году отмечалось снижение средней арендованной выставочной площади, приходившейся на одного экспонента. Этот показатель составил 13,4 кв. м (снижение на 4,2%), в том числе на российского экспонента приходилось 12,6 кв. м (снижение на 0,8%); на иностранного – 19,2 кв. м (снижение на 16,9%).
Количество посетителей увеличилось на 12%, составив 7,6 млн. человек. 2011 год ознаменовался небольшим снижением стран-участниц, количество которых составило 109.
Лидерство по активности участия экспонентов в российских выставках сохраняют Европа (51,2%), Азия (27,8%), СНГ (17,1%). Наибольший интерес к выставкам членов РСВЯ отмечен у фирм из Беларуси (253 выставки), Украины (206 выставок), Германии (202 выставки), Италии (140 выставок), Китая (134 выставки). Первые позиции по числу экспонентов занимают Германия (2422 фирмы), Китай (2359 фирм), Италия (1923 фирмы), Беларусь (1279 фирм).
Вырос объем конгрессной деятельности членов РСВЯ. В 2011 году проведено 6757 мероприятий конгрессного типа, в том числе сопровождавших выставочные проекты – 5116. Также выросло и число самостоятельных конгрессных мероприятий – 1641, в том числе сопровождаемых выставкой – 105.
Годовой оборот от выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности достиг 16,8 млрд. рублей. Рост составил 20,9%.
Штат сотрудников фирм – организаторов выставок составил 5048 человек, в том числе непосредственно занятых в процессе организации выставочных мероприятий – 1477 человек.
Наибольшую активность выставочно-ярмарочной деятельности в 2011 году сохранили Москва и Санкт-Петербург, опережая по основным показателям другие города РФ.
В 2011 году для Москвы характерен рост показателей выставочных площадей нетто и количества экспонентов, для Санкт-Петербурга – падение площадей нетто и сокращение общего числа экспонентов. Выставочная площадь нетто двухсот московских выставок составила 949 703 кв. м с ростом 5,3% к уровню 2010 года. Площадь московских выставок в долевом отношении к общей площади членов РСВЯ (2 049 626 кв. м) снизилась с 50,0% в 2010 году до 46,3% в 2011-м. В Санкт-Петербурге площадь нетто 112 выставок (178 222 кв. м) снизилась на 18,1% к уровню 2010 года и составила 8,7% от общей площади нетто выставок членов РСВЯ. Суммарная выставочная площадь нетто выставок Москвы и Санкт-Петербурга составила 1 127 925 кв. м, или 55% от ее общей величины (+0,8%). Средняя площадь выставок Москвы – 4748 кв. м (+13,7%), Санкт-Петербурга – 1591 кв. м (–20,3%).
Москва и Санкт-Петербург продолжают привлекать к участию в выставках около половины всех экспонентов (49,4%). 13 445 (82,7%) всех иностранных и 48 630 (44,5%) отечественных фирм – это экспоненты выставок Москвы и Санкт-Петербурга.
По числу отечественных экспонентов в Москве лидируют Экспоцентр (9733 фирмы), ГАО «ВВЦ» (5014 фирм), РЛП-Ярмарка (3842 фирмы), Текстильэкспо (3368 фирм), Крокус Интернэшнл (2817 фирм), МВК (2733 фирмы), РЕСТЭК (1985 фирм), Эксподизайн (1707 фирм), Евроэкспо (1683 фирмы); по иностранному участию – Экспоцентр (4425 фирм), Мессе Дюссельдорф Москва (1954 фирмы), РЛП-Ярмарка (1028 фирм), Евроэкспо (1022 фирмы), Текстильэкспо (954 фирмы), ВВЦ (946 фирм). В Санкт-Петербурге по числу отечественных и иностранных экспонентов лидирует Ленэкспо (4265 и 557 фирм соответственно).
В Москве за последние три года наблюдается стабильный рост площади нетто. По сравнению с 2010 годом площадь нетто выросла на 5,3%, по отношению к 2009 году рост составил 34,2%. Аналогичная ситуация наблюдается и с количеством экспонентов московских выставок. Общее количество экспонентов выросло на 13,8% к уровню 2010 года и на 22,9% – к показателям 2009 года. Соответственно отмечается рост количества отечественных и иностранных экспонентов как по отношению к 2010 году (+17,3% отечественные экспоненты, +4,6% – иностранные), так и к уровню 2009 года (+21,7% и +26,9% соответственно).
Другая тенденция наблюдается в Санкт-Петербурге. Здесь выставочная площадь нетто снизилась по отношению к уровню 2010 года на 18,1%, к 2009 году – на 15,6%. Общее число экспонентов сократилось на 0,5% и на 4,8% к уровню 2010 и 2009 года соответственно. Продолжает снижаться и отечественное участие. В 2011 году в выставках в Санкт-Петербурге приняло участие на 2,3% меньше экспонентов, чем в 2010 году, и на 5,5% меньше, чем в 2009 году. В отличие от отечественного участия зарубежное участие в Санкт-Петербурге выравнивается. После достаточно ощутимого падения в 2010 году мы наблюдаем рост 18% к 2010 году и 0,9% к 2009 году.
В федеральных округах России, исключая Москву и Санкт-Петербург, проведено 742 выставки, площадь нетто которых составила 904 289 кв. м, или 44,1% от общей площади выставок членов РСВЯ. Несмотря на рост выставочных площадей нетто в большинстве округов, отмечается небольшое снижение в Уральском федеральном округе (–1,8%) и более значительное снижение в Северо-Западном федеральном округе (–15,6%). Все остальные округа продемонстрировали рост относительно двух предшествующих лет.
В федеральных округах РФ без учета Москвы и Санкт-Петербурга в выставках приняла участие 63 161 фирма (+8,4%). Доля экспонентов, принявших участие в региональных выставках, составила 50,2% от общего числа экспонентов.
На выставках в 2011 году во всех округах было представлено 16 260 иностранных экспонентов из 109 стран мира (+7,3%). Количество иностранных экспонентов, принявших участие в выставках в Центральном федеральном округе, составило 12 280 (+5,4%). В выставках Северо-Западного федерального округа приняло участие 1685 иностранных экспонентов (+16,1%). Среди остальных регионов России инофирмы отдали предпочтение выставкам Приволжского ФО – 780 экспонентов (+55,7%), Сибирского ФО – 672 экспонента (–3,4%), Южного и Северо-Кавказского ФО – 620 экспонентов (–5,6%).
Самым распространенным инструментом ценовой политики выставочных операторов в 2011 году стало использование скидок (71% опрошенных), вместе с тем отмечена тенденция роста цен на участие в выставках (63%) и расширение экономичных форм участия (44%). По прогнозам на 2012 год, данная тенденция сохранится (с незначительными отклонениями от уровня 2011 года).
По результатам опроса, который проводился среди выставочных организаций в начале 2012 года, по итогам 2011 года большинство (77%) организаторов выставок зафиксировали рост прибыли. При этом 34% респондентов отметили прирост прибыли в пределах 0–10%, 32% респондентов – от 10 до 20%, 11% – более 20%. В сохранении положительной динамики этого показателя в 2012 году уверено 72% опрошенных компаний.
Относительно равномерный прирост объема площадей и оборотов выставочных компаний позволяет предположить, что основным источником прироста оборотов организаторов стало увеличение объема арендуемых выставочных площадей, а не увеличение стоимости участия для экспонентов.
Более половины опрошенных организаторов выставок заявили об увеличении затрат на рекламу и PR (52%), от 30 до 45% опрошенных – на обучение персонала (35%), приобретение техники и оборудования (43%), приобретение программного обеспечения (29%).
Продолжая тенденции прошлых лет, в 2011 году большинство организаторов выставок (87%) активно работало над расширением деловой и сопутствующей программы выставочных мероприятий; 92% планируют работать в этом направлении в 2012 году. Второе место по частоте упоминания (67%) занимает работа с посетителями-специалистами, в 2012 году активизировать это направление деятельности планируют 83% опрошенных. Об усилении использования информационных технологий, предоставления дополнительных услуг и программ для экспонентов заявила более чем половина опрошенных. 70% собираются в 2012 году эту работу продолжить. Таким образом, сформировалась тенденция роста вложений и активизации работы по направлениям, за счет которых повышается эффективность деятельности компании, качество и привлекательность выставочного продукта для экспонентов и общественности, что является залогом стратегического развития отрасли.
Евгений Шестинский, ЦВК «Экспоцентр»,
Сергей Тюрин, ТПП-Информ