«Уверен, что ваша выставка, проходящая в десятилетие науки и технологий и в год столетия отечественной гражданской авиации, пройдёт на высоком уровне, даст старт перспективным идеям и инициативам, наметит приоритетные направления устойчивого развития вертолётной индустрии, пилотируемой и беспилотной авиации. Желаю вам продуктивной работы и успехов!»
На площадке выставки были представлены в виде макетов и моделей вертолёты, дроны, БПЛА и многое другое, но заметным международным событием выставка не стала еще и потому, что проходит выставка в МВЦ «Крокус Экспо» — в памяти пока и недавний теракт (кстати, перенос дат проведения с мая на июнь также стал следствием теракта).
Ряд экспонатов на выставке вызвал определённый интерес посетителей и экспертов. В частности, на своём стенде белорусская компания КБ «Беспилотные вертолёты» представила разведывательно-ударный комплекс HUNTER в новой модификации, в состав которого входят два беспилотных вертолёта, наземная станция управления, станция наземного обеспечения полётов и две транспортные платформы. В отличие от предшествующей версии, обновлённый комплекс предназначен для поиска и уничтожения морских дронов.
Дрон-разведчик «Стрепет» конструкторского бюро (КБ) «Стратим» имеет фюзеляж, полностью изготовленный в России. Предназначение беспилотника — разведка, наведение и корректировка. Эффективный радиус применения — до 100 километров, размах крыла — 2 метра, скорость полета — 100 километров в час. Масса переносимой полезной нагрузки — до 2 килограммов. А легкий разведывательный дрон "Воробей" предназначен для разведки, корректировки и наведения. Несмотря на небольшие размеры, "Воробей" устойчив к воздействию средств радиоэлектронной борьбы противника. Он работает на нестандартных частотах, не имеет No Fly Zones, не отдает местоположения оператора, не требует перепрошивки и не может быть отключен производителем дистанционно, даже если неудачно перепрошили. Дальность его полета - 10 километров, скорость - 80 километров в час.
Российский квадрокоптер Х-89, представленный на выставке HeliRussia-2024, отличается внушительной грузоподъемностью в 12 килограммов, при том что сам довольно компактный и весит всего 15 килограмм.
Тяжелый квадрокоптер может в течение 32 минут летать по маршруту с автоматическими настройками, но в случае необходимости их можно быстро скорректировать. Разработчики работают над интеграцией технического зрения с использованием искусственного интеллекта (ИИ), чтобы расширить круг автономных задач, в частности, боевых, разведывательных и ударных.
HeliRussia традиционно славится насыщенной деловой программой, которая является важнейшей частью выставки и служит площадкой для обсуждения проблем вертолётной отрасли. Не удивительно, что многие темы деловой части были посвящены самым насущным проблемам сегодняшнего дня.
На круглом столе «Безопасность полётов и угрозы, связанные с совместным использованием воздушного пространства беспилотными и пилотируемыми ВС» Ассоциация вертолётной индустрии заявила, что назрела необходимость комплексного анализа ситуации и разработки серьёзных мер с целью повышения безопасности полётов в гражданской авиации при совместном использовании воздушного пространства пилотируемыми и беспилотными ВС. С каждым днём активное совместное использование воздушного пространства повышает риски столкновения воздушных судов.
Введение в действие с 1 марта 2024 года изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства повысило риски столкновения в воздухе беспилотных и пилотируемых ВС, особенно при использовании воздушного пространства класса G. Второй негативный фактор — работа российских средств РЭБ и, как следствие, влияние на безопасность полётов гражданских ВС.
Конференция «Импортозамещение композиционных материалов, технологий и оборудования для их переработки в вертолётостроении» состоится в рамках деловой программы HeliRussia 2024.
Разработчики вертолётной техники всегда немного опережали своих коллег в использовании новых материалов и технологий, особенно полимерных композиционных материалов (ПКМ). С введением санкций и полного запрета на поставку материалов, технологий и оборудования со стороны недружественных стран требуется переосмысление для дальнейшего конкурентного развития отрасли. Актуальной становится разработка новых материалов, технологий и оборудования. Если новые материалы универсальны по отношению к авиационной отрасли в целом, то технологии и оборудование требуют особого внимания в части импортозамещения и создания отечественных аналогов.
В рамках деловой программы Ассоциация развития аддитивных технологий (АРАТ) провела конференцию «Перспективы внедрения аддитивных технологий: революция промышленности или временная мера».
Участники встречи обсудили пути развития 3D-печати в условиях санкционных ограничений, разработку оборудования, материалов и комплектующих с использованием АТ в соответствии с государственным курсом на импортозамещение, представили наиболее успешные кейсы внедрения АТ в различных отраслях промышленности.