Авторизация
На главную
EXPOCLUB.ru   
Всего в базе: 9578 мероприятий

EXPOCLUB.ru —
международный
выставочный портал

Экспотемы

Выставочный бизнес ищет новые «точки роста»

Выставочный бизнес ищет новые «точки роста»

24.02.2016

Выставочная отрасль России как лакмусовая бумага отражает реалии сегодняшнего дня российской экономики: падение спроса, сокращение рынков сбыта, оптимизация расходов компаний. О перспективах отрасли рассказал генеральный директор Центрального выставочного комплекса «Экспоцентр», председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров Сергей Беднов.

— Сергей Сергеевич, как Вы оцениваете нынешнее положение дел в российской выставочной отрасли?

— Последний год выдался исключительно сложным: на российский выставочный рынок оказывали влияние тенденции, сформировавшиеся еще в 2014 году в условиях ограничительных политических и экономических мер, введенных в отношении России странами Запада. Существенным образом на бизнес повлияло снижение мировых цен на энергоносители и, как следствие, ухудшение общей макроэкономической ситуации в стране. Все это сказывается и на выставочной отрасли, которая как лакмусовая бумага отражает реалии сегодняшнего дня: падение спроса, сокращение рынков сбыта, оптимизация расходов компаний.

Согласно данным Российского союза выставок и ярмарок, по итогам девяти месяцев 2015 года наблюдается тенденция снижения основных показателей рынка по сравнению с аналогичным периодом 2014 года: выставочные площади сократились на 12,5%, число участников — на 13,8%, число иностранных участников уменьшилось на 22,9%, количество посетителей осталось примерно на том же уровне.

Несмотря на это, российская выставочная отрасль сумела адаптироваться к новым реалиям. Мы поэтапно выходим на новые рынки, активнее привлекаем партнеров из стран Азии и Латинской Америки, активизируем сотрудничество в рамках БРИКС и ШОС.

Важно отметить, что в выставочных проектах принимает участие все больше российских компаний. Новые участники поспешили на выставки в связи с взятым страной курсом на импортозамещение. И это вполне закономерно. Заказчик, заинтересованный в приобретении отечественных аналогов той или иной продукции вместо импортных образцов, благодаря огромному выбору представленных экспонатов получает уникальную возможность в рамках одной крупной специализированной отраслевой выставки найти именно того российского производителя, который ему больше всего подходит. Особенно это важно для экспонентов, представляющих малые и средние предприятия инновационной направленности, которые демонстрируют на выставках перспективные конкурентные разработки.

— Какую роль играет ТПП РФ в решении проблем российских организаций, занимающихся конгрессно-выставочной деятельностью?

— Как вы знаете, почти половина выставок в стране проводится с участием территориальных торгово-промышленных палат. Торгово-промышленная палата РФ уделяет особое внимание вопросам отрасли, использованию выставочного потенциала для поддержки российских предприятий, продвижению экономических интересов страны на мировых рынках. В ТПП РФ есть профильный комитет, занимающийся вопросами выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

В последние несколько лет по инициативе ТПП РФ были проведены парламентские слушания и «круглый стол» по правовым, экономическим и организационным вопросам выставочной отрасли. По их результатам приняты рекомендации, направленные на совершенствование законодательной базы, инфраструктуры, государственной поддержки выставочной деятельности и решение других принципиально важных для отрасли вопросов.

В июле 2014 года правительством РФ одобрена новая комплексная Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. Палата выступила инициатором и ключевым исполнителем разработки концепции.

В 2015 году в рамках проводимой работы по реализации концепции эксперты Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров участвовали в разработке проектов ряда основополагающих документов, готовили предложения по принципиальным вопросам развития отраслевого рынка.

В частности, удалось добиться важного решения по корректировке положений законодательства, касающегося классификации видов разрешенного использования земельных участков: появилась возможность учитывать специфику выставочно-ярмарочной деятельности. Это большое достижение, так как ранее выставочно-ярмарочная деятельность в этом смысле рассматривалась как торговая деятельность.

Работа по реализации концепции продолжается. В ближайшее время предстоит разработать «дорожные карты» формирования и размещения выставочно-ярмарочной инфраструктуры в регионах и создания Национального конгрессного бюро, завершить работу над методикой оценки социально-экономической эффективности отрасли, продолжить работу по оптимизации профильного образования и, надеюсь, разработать проект федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».

— В 2015 году в рамках празднования Дня российского предпринимателя в Экспоцентре прошла международная конференция руководителей выставочных компаний стран БРИКС и ШОС. Каковы ее результаты?

— Как я уже говорил, в нынешних экономических условиях активизация выставочной деятельности стран БРИКС и ШОС становится важным элементом сотрудничества для совместного отстаивания и продвижения общих интересов в сфере торговли, инвестирования и научно-технического развития. Однако выставочный ресурс в рамках интеграционного сотрудничества стран БРИКС и ШОС используется в недостаточной мере. Нам представляется, что изменить ситуацию можно путем развития взаимодействия между выставочными организациями стран БРИКС и ШОС.

Этой теме и была посвящена международная конференция руководителей выставочных организаций стран БРИКС и ШОС, инициатором которой стала российская сторона. В конференции приняли участие руководители крупнейших выставочных компаний из 13 стран — России, Китая, Индии, Бразилии, ЮАР, а также государств-членов, наблюдателей и партнеров по диалогу Шанхайской организации сотрудничества. Участники встречи выразили желание установить прямые контакты между выставочными организациями стран БРИКС и ШОС и наладить взаимодействие, консультации и информационный обмен между ними.

— Что ждет выставочную отрасль в ближайшее время? Каковы Ваши прогнозы?

— Могу сказать точно: в ближайшее время всех нас ждет много работы. При низких ценах на нефть и продлении антироссийских санкций ожидать быстрого и кардинального улучшения ситуации вряд ли стоит. Мы привыкаем к новым условиям, принимаем меры по стабилизации ситуации. Многое уже сделано, многое сделать еще предстоит.

Выставочная отрасль будет вынуждена приспосабливаться к новым реалиям, учиться работать с большей эффективностью. Выставочный бизнес будет искать новые возможности для развития, новые «точки роста» для проектов, менять форматы, объединяться, отказываться от малоэффективных проектов, искать новых партнеров.

Материал предоставлен: ТПП-Информ

АКТУАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
ПОКАЗАТЬ ВСЕ


Вернуться назад